Особенности процесса горения наделяют дизельный двигатель хорошими тяговыми качествами на низких оборотах. Дизельное топливо менее воспламеняемо, а значит, более безопасно. Дизельный мотор способен отработать порядка 200 тыс. км, прежде чем ему понадобится капитальный ремонт. Благодаря новым техническим решениям облако выхлопа и шум почти ушли в прошлое.

В то же время, современные дизели по-прежнему требовательны к чистоте топлива. Среднее по качеству горючее вынуждает проводить ремонт форсунок и менять фильтры намного чаще. Потеря давления по причине засорения одной форсунки может привести к отказу в работе двигателя. Ремонт будет дорогостоящим и сложным.

Последствия

Форсунка непосредственно участвует в образовании воздушно-топливной смеси. Она испытывает огромные тепловые перегрузки и перепады давления. Поэтому подвергается износу наиболее сильно. От ее правильной работы зависит многое: полнота сгорания в цилиндре, плавность запуска, экономичность работы, уровень токсичности газов.

Примеси и вода забивают распылители форсунок, меняют произвольно дозировку, режим подачи топлива. Из-за износа и закупорки сопловых отверстий нарушаются:

  • угол и дальность распыления факела;
  • объем подачи топлива;
  • рабочее давление впрыска;
  • свободный ход иглы.

Автомобиль сигнализирует о неисправности системы питания нестабильной работой ДВС на холостых оборотах, рывками при движении, ощутимой потерей тяги.

Осциллографическая диагностика

Современные системы дозированного впрыска топлива управляются компьютером (ЭБУ). Многочисленные датчики считывают все параметры и процессы работы двигателя. ЭБУ на основании этой информации рассчитывает величину импульса на открытие форсунки для каждого цилиндра, а также продолжительность и периодичность (частоту). При холодном (или на средних оборотах) запуске блок управления генерирует разные импульсы для выравнивания работы. Периодичность впрысков зависит от частоты вращения коленвала.

Дополнительные электронные средства, такие как осциллограф, помогают составить развернутую картину работы системы управления и получить точные данные импульсов. Система самодиагностики автомобиля указывает лишь направление поиска неисправности. Коды ошибок диагностических сканеров дают не полную информацию.

осциллограф

Методика проведения

 Отрицательный провод прибора присоединяется к "земле", положительный - к управляющему контакту форсунки. Результатом является осциллограмма, которая представляет собой график зависимости времени от амплитуды (частоты, напряжения). Используя специализированный стенд для диагностики форсунок можно просматривать осциллограммы тока и напряжения электромагнитных форсунок в онлайн-режиме.

С помощью графика изменения сигналов анализируют:

  • форму сигнала;
  • амплитуду (в любой момент времени);
  • частоту (время между двумя сходными точками);
  • ширину импульса;
  • отношение периода повторения импульса к его длительности.

После сравнения полученных данных с эталонной осциллограммой делают выводы об эффективности работы, моменте впрыска, причинах функциональных сбоев в цилиндрах и правильности работы управляющего блока. По сигналу управления форсунками можно также рассчитать значение условного расхода топлива. Для этого нужно знать длительность открытия и частоту срабатывания.

При обнаружении неисправности часто достаточно удалить мусор из узла детали. Обученный персонал автосервиса проверит, в том числе, давление во всей топливной магистрали. Неисправная форсунка может быть лишь следствием общего загрязнения. Самостоятельная прочистка в этом случае либо не даст результата, либо эффект будет кратковременным. К тому же, без привлечения специализированного оборудования вероятность ошибки в определении собственно причины будет очень велика.