Замигал датчик, необходимо пополнить уровень масла, а вы далеко от привычных условий обслуживания? Как поступить правильно: вызвать эвакуатор, чтобы поменять масло в автомастерской? Можно ли самостоятельно долить любую эмульсию, которая есть в продаже на ближайшей автозаправке? На этот вопрос нет однозначного ответа. Бытует два противоположных мнения, и всегда можно встретить ярых сторонников или противников такого эксперимента. Только одно не вызывает сомнения – без восстановления уровня масла дальше ехать нельзя!

Состав, характеристики и типы масел

Масла для дизельного двигателя состоят из основы и присадок, которые обеспечивают антиокислительный, противоизносный и моющий эффект. Одной из важнейших характеристик качества масла является вязкость. Этот параметр указывает на способность эмульсии сохранять текучесть при разных рабочих температурах, оставаясь при этом на поверхности трущихся деталей в виде смазывающей пленки.

Различают три типа масел:

  • минеральные масла – это продукты очищения нефти. Их показатель вязкости нестабилен. Такие смазочные материалы используются в старых автомобилях;
  • синтетические масла. Это продукты искусственного происхождения. Их состав безупречен, он не вызывает окислительных процессов на деталях автомобиля и не вступает в реакцию с уплотнителями и прокладками. Содержат присадки, которые защищают поршневую группу от образования нагара и экономят расход топлива. Обладают высокой стойкостью к перепадам температур. Идеальны для новых автомобилей;
  • полусинтетические масла состоят из двух основ: синтетической и минеральной. Каждый производитель находит свое процентное соотношение натуральной и синтетической составляющей. Вязкость невысокая, из-за чего зимой хуже запускается мотор. Такое масло чаще подлежит замене. Низкая цена – основное преимущество. Для автомобилей с пробегом свыше 100 тысяч км.
долив масла

Международные стандарты моторных масел

Популярны европейская – АСЕА и американские – API и SAE классификации моторного масла, где регламентированы основные требования по вязкости.

В американской системе API смазки маркируются буквенно-цифровым кодом, например, API CK-4. Первая буква указывает на тип двигателя – S (бензиновый) или C (дизельный). Вторая буква (K) – это показатель группы масла по эксплуатационным характеристикам, его качество. Чем дальше от начала латинского алфавита находится буква, тем выше свойства материала. Двойная маркировка, SF/CC, SG/CD, SJ/SF – соответствует универсальным смазочным материалам. Цифра 4 указывает, что масло соответствует требованиям четырехтактных двигателей.

Европейский индекс АСЕА содержит три класса масел: для бензиновых (А) и дизельных (В) двигателей, и для мощных грузовых автомобилей (Е).

Пример маркировки по SAE: 15W40. Буква W – указывает на зимний класс масла (Winter – зима). Цифра до буквы W указывает на класс вязкости при отрицательной температуре, при которой возможно проворачивание двигателя при запуске и прокачивание смазки по каналам. Чем меньше это число, тем лучше срабатывает двигатель на морозе. Цифра после буквы W указывает на работоспособность масла при нагреве двигателя.

Мнение первое. Из двух зол выбираем меньшее

Если на заправке невелик выбор смазывающих материалов, то можно рискнуть и залить моторное масло, которое есть в наличии. Ориентируйтесь на следующие критерии:

обратите внимание на масло того же производителя, которое залито в мотор. Как правило, такая продукция имеет общую базу и похожий набор присадок. Например, синтетическое масло Mobil 5w40 можно разбавить небольшим количеством синтетики Mobil 5w30 того же бренда и наоборот;

нежелательно смешивать синтетическое, полусинтетическое или минеральное масла из-за серьезных различий в молекулярном составе этих жидкостей, даже если они принадлежат одному производителю.

Мнение второе

Указанные выше стандарты допускают смешивание смазочных материалов разных брендов в небольших пропорциях. При этом нужно следить за тем, чтобы вязкость всегда оставалась в рабочем диапазоне температур, соответствующих климату.

Специалисты считают, что используя эти стандарты, можно смешивать масла, имеющие разные основы. Следует следить за повышением качества, а именно: в минеральное масло – следует добавлять полусинтетику, в полусинтетику – синтетику. Занижать качество, заливая в синтетику минеральный продукт, категорически не рекомендуется.

Принимая ту или иную точку зрения, вы берете ответственность на себя

Небольшое количество (до 10%) «чужого» масла, возможно, не принесет больших проблем. Если требуется добавление значительного объема жидкости, последствия могут быть не так безобидны. Ведь ни на одной канистре моторного масла вы не встретите разрешения на смешивание. Химические присадки разных эмульсий способны вступить между собой в реакцию и нанести существенный ущерб двигателю. В результате сгорания масла в камере образуются шлаковые отложения, которые являются причиной образования коксующихся частиц в отверстиях распылителей. Если система впрыска загрязнится, необходимо будет производить ремонт форсунок.

На такой смазке можно доехать только до ближайшей станции техобслуживания, где с помощью профессиональных средств необходимо полностью промыть топливную систему и залить рекомендуемое производителем моторное масло.

Никогда не будет лишним прочитать инструкцию по эксплуатации автомобиля, где изготовителем четко указаны параметры масла, обеспечивающие наибольшую пользу для двигателя. Ведь оно выполняет не только смазывающие функции, но также охлаждает детали при трении, защищает их от коррозии, вымывают угарные продукты. Не менее важно, чтобы при постоянных механических и химических нагрузках и перепадах температур, защитные функции масла сохранялись в течение длительного периода эксплуатации автомобиля.